Влияние религии на политику в мире
Есть мнение, что религия на мировой арене проявляется под видом системы транснациональных связей между странами, отдельными общинами и группами, а также политическими движениями. Данные связи устанавливаются сверху на границы между государствами, создавая дополнительную последовательность взаимосвязей. Религиозные транснациональные системы будем называть цивилизациями. Каждая из них обладает прерывистой структурой и складываются не только из стран, но и из иных субъектов, не имеющих отношения к государственному строю. Политическая религия является идеологией, которая позволяет рассматривать влияние религии на политику в целом.
Как понять роль религиозного фактора?
В виду многозначности самого понятия «религия» и его производных однозначно определить роль фактора религии в международной политике.
В обыденном употреблении можно выделить столько толкований данного понятия, что для научных целей его значение приходится намеренно сужать. Среди главных значений слова «религия» можно сказать о религии как о:
• Мировоззрении,
• Наборе ритуалов,
• Личном опыте принятия сверхъестественного,
• Совокупности институтов.
Если ее рассматривать как фактор мировой политики, то она не всегда может выступать главным образом в двух своих ипостасях: в качестве системы убеждений и в качестве набора институтов.
Опираясь на эти два значения слова «религия», можно предложить отличие религиозного фактора в мировой политике от фактора конфессионального. Под понятием «конфессия» принято подразумевать организованную религию, воплощенную в каких-то определенных социальных институтах.
Взаимоотношение религии с политикой
Проблема влияния религии на политику нередко сводится к вопросу отношений церкви на уровне государства. Явления внецерковного характера упоминаются вскользь – это транснациональные религиозные общины, терроризм с религиозными мотивами, религиозные конфликты. Однако религия не может отождествляться с официальной структурой – церковью. Часто она появляется на международной арене под видом системы транснациональных взаимоотношений между странами, общинами, группами людей и политическими движениями. Данные связи формируются вне государственных границ и создают дополнительные системы взаимоотношений, которые сосуществуют с системами отношений между странами.
В определенном смысле наблюдается частичное возвращение мира к состоянию, когда не было государств, когда человеческая лояльность могла принадлежать как государству, так и к религиозной общности, независимо от национальности.
Ведь не зря религиозные сообщества в досовременной эпохе не привязывались к конкретным территориям, они были более глобальны, простирались практически без границ и объединялись священными языками и общими текстами сакрального характера. Но уже в средние века началось территориальное деление вероисповедания, что привело к сакрализации нации и территории.
|