Адрес для писем, вопросов и предложений: admin@mir21vek.ru Реклама на сайте: |
Становление международных отношенийВнутренняя эволюция всех стран и народов, динамика международной жизни и развитие отношений, мировое развитие в целом, находились под определяющим влиянием государственности, укрепления и развития института государства. Конкретные государства возникали, рушились; разрастались в колоссальные империи, рассыпавшиеся затем на десятки новых государства. Политические, административные границы государства бывали четкими или расплывчатыми; могли как совпадать, так и глубоко расходиться с этническими, языковыми, религиозными, культурными размежеваниями. Международная жизнь заметно усложнилась, в ней постепенно выделялась особая сфера — межгосударственные отношения, со временем оттеснившие на задний план, подчинившие себе прочие стороны международной жизни. Одновременно сложились, получили мощное развитие, стали все более значимо влиять на мировое развитие специфические, ранее не существовавшие комплексы социальных взаимодействий: "государство и культура", "государство и цивилизация", "государство и религия (идеология)". Государство могло вобрать в себя несколько культур. Но случалось и наоборот, когда одна и та же цивилизация, культура оказывались представлены несколькими государствами, число которых в определенные периоды могло измеряться десятками. Особенно сложные отношения возникли между государствами и мировыми религиями (идеологиями) после политического становления последних. Проблема отношений между институтами государства и идеологии (частным случаем которой является религия) - вообще одна из важнейших и интереснейших в истории, особенно в истории МО. Предполагается, что эта проблема будет подробнее затронута в другой теме. Здесь лишь назовем, в порядке гипотезы, следующее. По-видимому, по мере увеличения численности населения и усложнения социальной жизни на определенных рубежах эволюции, когда исчерпываются ранее возникшие общественные формы, именно идеологии (а до того - религии) периодически принадлежит лидирующая роль в выдвижении "моделей будущего". Попытки осуществить такие модели неизменно заканчиваются в прямом, механическом смысле неудачей; политически - отстранением соответствующей религии, идеологии от светской власти. Однако все рациональное, что рождается в ходе этого процесса жизнью, секуляризуется и остается не только в истории, но и в светской практике. При этом все связанные с перечисленным процессы на протяжении длительного времени оказывают определяющее воздействие на международную жизнь и МО своей эпохи (что особенно отчетливо видно на опыте политического становления Европы в многовековой борьбе за лишение Ватикана его светской власти; а также региональной подсистемы МО постсоветского пространства в процессе начавшейся с середины 60-х годов борьбы за отстранение компартий от светской власти в СССР и странах социализма). Однако при этом отстранение религии от светской власти в историческом масштабе времени чаще всего не лишало ее духовного, политического и общественного влияния, хотя меняло механизмы этого влияния, его формы, каналы и последствия. В международной жизни такие подвижки нередко объективно подготавливали формирование новых крупных цивилизационных комплексов. Несмотря на войны, эпидемии, голод, прочие бедствия, в целом растет население как отдельных стран, так и регионов, континентов и всей планеты. Одни только межличностные отношения уже давно не могут обеспечить все многообразие потребностей общества в связях и управлении. Рождаются отношения формальные, множатся основанные на них и их осуществляющие структуры. Борьба между государством и церковью как носителем идеологии, с одной стороны, и внутри самого государства - между все более многочисленными элитами за более предсказуемое и надежное распределение власти - с другой, приводят к ограничению режимов личной власти и возникновению различных систем конфедерации, федерации, разделения власти. Это, в свою очередь, мощно стимулирует развитие социальных институтов. С открытием в конце XVIII в. эпохи буржуазно-демократических революций обозначается третий качественный рубеж становления МО как явления: связанный с появлением нового типа субъектов МО - современных государства и общества, отличительная особенность которых заключается в доминировании во всех сферах их внутренней жизни, в том числе в процессе формирования и осуществления внешней политики такого государства, больших социальных групп (не только этнических, но и профессиональных, социально-политических, экономических, иных) и сложных организационных структур (начиная с монополий в экономике и кончая самим государством). | ||||||
© 2008-2024
|