Связь политики и морали

Связь политики и морали волновала человечество еще во времена древних империй и государств. К примеру, такие философы древности, как Сократ, Конфуций, Аристотель, Платон, Лао-Цзы думали, что правильные закон не могут полностью гарантировать справедливое управление государством без надлежащих моральных ценностей, которые должны присутствовать в сознании каждого правителя. По сути, все эти мыслители не разъединяли мораль и политику.

Разделение морали и политики

Впервые попытка разделить мораль и политику была принята Н. Макиавелли. Он был уверен, что люди, по своей природе, являются коварными. Так что для того, чтобы он мог удержать собственную власть, ему разрешается при необходимости применять любые средства и даже аморальные. Безнравственная аморальная политика широко использовалась разными тоталитарными правительственными режимами. Сюда относятся коммунизм, фашизм, национализм и пр.

Для оправдания аморальных политических мероприятий в рамках определенных идеологий создавались многочисленные теоретические концепции. К примеру, Ленин, чтобы оправдать безнравственную большевистскую политику, старался обосновать идею новой классовой морали. Он думал, что моральным можно считать все, что помогает достигать идеалы коммунистического общества. Для фашистских взглядов моральным считалось все, что соответствует идеалам фашизма. Но, по сути, во многих идеологиях наблюдается потеря связи между политикой и моралью.

Аморальная политика

Аморальную политику нередко ложно оправдывали не только тоталитарными идеями, но и принципами демократии и либерализма. К примеру, реформы в России в девяностых годах прошлого века проводились под эгидой демократии и свободы, однако средства и методы, применяемые при этом, были не только аморальными с точки зрения нравственности, но и весьма преступными, если рассматривать их в правовом аспекте. В итоге главные богатства страны были разворованы лицами, приближенными к президенту.

Какая политика эффективнее?

Изначально может показаться, будто безнравственная политическая идеология прагматична и эффективна. Однако с течением времени она развращает политиков и приводит к разладу в обществе. В политических решениях начинают преобладать не общественные, а личностные и корпоративные идеи правящей партии. Государство начинает функционировать не законно, а по понятиям. Коррумпированные чиновники стараются создать около себя систему круговой поруки. Быть добросовестным и честным становится опасно и совершено нерезонно.

Управлять страной, основываясь только на принципах морали также не является возможным. Дело в том, что мораль обладает ограниченной зоной действия в пространстве и времени. К примеру, то, что одобряется одними, другими может осуждаться. То, что считалось вчера аморальным, сегодня может восприняться как норма, то, что хорошо для одних, для других считается плохим.

 
© 2008-2019