Аморальная безнравственная политика

Безнравственная или аморальная политика получила широкое применения в разных видах тоталитарных режимов власти. Такую политику вели нацисты, коммунисты, фашисты и другие. Чтобы оправдать аморальный политический уклад в рамках определенных идеологий появляются свои теоретические концепции. К примеру, Ленин, чтобы найти оправдание безнравственной большевистской политике, старался теоретически обосновать принципы новой классовой морали, где моральным признается все, что помогает соответствовать идеалам коммунизма.

Для фашистского правления моральным признается все, что может послужить идеалам фашизма. Радикалы религиозного характера находят оправдание своей аморальной политике в виде служения Богу.

Оправдание аморальной политики

Безнравственная политика может оправдываться или прикрываться не только тоталитарными идеями, но и демократическими и либеральными принципами. К примеру, реформы в России в начале девяностых годов прошлого столетия проводились под лозунгами демократии и свободы. Но методы и способы, применяемые при этом, были не просто аморальными с точки зрения нравственности, а даже преступными в отношении права. В итоге были разворованы богатства государства кучкой лиц, приближенных к президенту Ельцину.

Может показаться, что аморальная политика является более прагматичной и действенной. Однако с течением времени она приводит к разврату самих политиков и разлагает общественный порядок. В принятых политических решениях начинают преобладать не общественные, а личностные либо корпоративные интересы правящей верхушки власти. Государство начинает существовать не по законам, а по каким-то понятиям. Коррумпированная политическая власть и чиновники стараются вокруг себя создать систему круговой поруки. Быть добропорядочным и честным становится опасно и нерентабельно.

Могут ли существовать моральные принципы при аморальной политике?

Однако и управление обществом на основе принципов морали становится невозможным. В первую очередь мораль обладает ограниченной зоной действия в пространстве и времени. К примеру, то, что одобряют одни, другие люди могут подвергать осуждению. То, что вчера еще принималось за аморальное явление, сегодня считается должным. То, что для одних является хорошим, другие считают плохим. Кроме этого, моральные принципы трудно перекладывать на язык определенных решений управления и норм права. Так, по сути, складывается тупиковая ситуация.

Один из способов урегулирования конфликта между моралью и политикой присутствует в теории Гоббса. Он считает, что общественный договор – это универсальный механизм права, который обеспечивает защиту для каждого члена общества от его же собратьев, и при этом дает защиту всему обществу в целом от безнравственной государственной политики. Исключительно право, стоящее над эгоистическими интересами некоторых лиц и над политикой государства, может решить этот конфликт.

 
© 2008-2019